Управление войсками на сенсорном устройстве – почему мобильная платформа идеальна для MMO-стратегий

Опубликовано 30 Сен 2013 в GoF – Alliances, Аналитика и интервью | Нет комментариев

Мы в Fishlabs создаем высококачественные мобильные 3D-игры вот уже более 8 лет. Хотя раньше мы делали основной упор на экшн, спортивные и гоночные игры, сейчас мы на пороге приручения еще одного жанра, а именно – MMO-стратегии. В данной статье речь пойдет о готовящейся игре Galaxy on Fire — Alliances, также мы покажем, почему мобильные платформы – по крайней мере на наш взгляд – обогнали компьютерные браузеры в роли идеальной платформы для различных игр. Чтобы обеспечить широту и разность взглядов, мы рассмотрим данную тему с точек зрения как разработчика, так и издателя. Таким образом, мы не только покажем, почему мобильный рынок не только многообещающ для различных жанров MMO, но также подчеркнем особенности сенсорного ввода, которые наиболее удачны для многопользовательских стратегических игр.

Fully developed planet in Galaxy on Fire - Alliances by Fishlabs Entertainment

Браузерные игры – время передать эстафетную палочку

Благодаря низкому барьеру вхождения, легкодоступности и мотивационному многопользовательскому геймплею, браузерные игры с наскоку завоевали игровую индустрию поздних 1990-х, когда все больше домохозяйств получали доступ во всемирную паутину. В последние годы, однако, индустрия браузерных игр не смогла сдержать темп своего роста и скорее перешла в фазу консолидации, когда лидирующие компании сокращают штат и закрывают многомиллионные проекты из-за возрастающей стоимости наращивания пользовательской базы, а общее количество игроков постепенно сокращается в связи с соответствующей рыночной ситуацией. И хотя на сложившуюся ситуацию повлияли множество разнообразных факторов, одна из причин спада несомненно связана с недавним развитием сильного оппонента браузерных игр, а именно – мобильных игр. Учитывая, что такие популярные игры как “Clash of Clans” или “Kingdoms of Camelot” приносят шести- или семизначную ежедневную прибыль от десятков миллионов активных игроков, не остается поводов для сомнений, что мы лицезреем новую эру совместных игр, которая разворачивается уже не на компьютерном, а на сенсорном экране. Ниже мы постараемся разобраться чуть более детально в этой “смене власти”, а также причинах того, почему мобильная платформа получается наиболее подходящей для определенного типа игр, такого как MMO.

Пользовательская база и самоиздание – выпуск игры для десятков миллионов пользователей своими руками

По данным аналитического исследования Deloitte, совокупное количество активированных и используемых (что важно!) смартфонов и планшетов к концу 2013 года превысит 1 миллиард 750 миллионов единиц. Более того, мы уже зарегистрировали более 50 миллионов уникальных установок из Apple App Store и Google Play, более половины которых были произведены за последние 12 месяцев. И, учитывая взрывообразную, живую натуру мобильной индустрии, конца этому росту в обозримом будущем нет.  Для разработчиков это означает, что они могут открыть для себя местами подозрительный, но такой плодородный рынок, который не только невероятно велик, но и относительно легкодоступен. Благодаря плотно интегрированным магазинам приложений на современных интернет-устройствах, игровые студии могут выходить на аудитории в десятки или даже сотни миллионов потенциальных игроков по всему миру исключительно собственноручно, не прибегая к партнерству со сторонним издателем. И эту новую их автономность сложно недооценить, потому что она означает, что студиям больше не нужно полагаться на финансовую силу партнеров. Возьмем, к примеру, Supercell. Финская компания с числом сотрудников менее 100 человек выпустила всего две игры (Hay Day и Clash of Clans) на одной платформе (iOS) и все еще ежедневно накапливает астрономическую прибыль, равную 2,4 миллиона долларов. Разумеется, это единичная история успеха, которую в ближайшее время вряд ли удастся повторить. Но даже в меньшем масштабе и с пропорционально меньшими суммами легко понять, что мобильная платформа все еще может оставаться более привлекательной как для развитых, так и для начинающих студий. Очевидно, где есть возможности, там присутствует и конкуренция. Поэтому, чтобы преуспеть на мобильном рынке и выделиться из общей массы игроделов, вам понадобится действительно уникальный продукт с высококлассной подачей и уникальными продающими факторами, которые не оставят места конкурентам. В случае с Galaxy on Fire — Alliances, наиболее важный аспект игры, который (надеемся) выделит ее среди похожих игр, заключается в ее высококачественной 3D-графике и легкодоступном «альянсном» и «PvP» геймплеях. В то время как проработанная графика (включая такие важные мелочи, как свободно вращаемые/приближаемые трехмерные планеты и постройки на них) “затягивают” игроков, давая смысл “поиграться” с ними и другими вещами на экране, сильный упор на командный геймплей создает дополнительную мотивацию остаться играть на достаточно долгий период времени. Потому что ничто так не завлекает игроков, как возможность совместной игры с друзьями и знакомыми. Следуя этой логике, мы сделали нарочито простой коммуникацию между игроками внутри приложения, а также координирование их совместных действий (таких как совместные атаки и отправка в поддержку отрядов). Также выгоден тот факт, что соотношение “скачавших игроков к активным” для мобильной платформы достаточно высоко, потому что игра всегда под рукой на интернет-устройстве и в большинстве случаев для бесплатных игр не нужна отдельная регистрация.

Ingame Messaging System in Galaxy on Fire - Alliances by Fishlabs Entertainment

Носимая электроника – наши приложения с нами 24/7/365

Давайте не будем лукавить. Сколько раз за последние несколько недель вы выходили из дома без своего смартфона? Хорошо, раз или два вы могли просто забыть опустить свой iPhone или Droid в карман, когда куда-то опаздывали, но помимо этого я практически наверняка могу сказать, что ваш смартфон всегда при вас. И это стало естественным, потому что мы достигли такого этапа, когда наши мобильные устройства стали такой же неотъемлимой частью гардероба, как ботинки, штаны или ремень. Агентство мобильной рекламы Flurry называет данный феномен “носимой электроникой” и описывает его следующим образом: “Носимая электроника уже появилась в виде смартфонов. Наши данные подтверждают то, что многие из нас ощутили на себе: смартфоны, планшеты и установленные на них приложения оказываются буквально круглосуточно приклеенными к нам. Они с нами, когда мы просыпаемся, работаем, занимаемся спортом, едим, играем и да, даже когда мы спим”. На самом деле, это также приводит к смене поведения пользователей. В конце 2011 года потребители тратили в общей сложности 94 минуты в день на свои приложения, в противоположность “только” 72 минутам традиционного веб-присутствия. И разрыв между этими показателями за последние месяцы и годы только вырос. Теперь, если вы вспомните, что игры составляют около трети использования мобильных устройств, и что среднее время одной игровой сессии постоянно увеличивается, все, что вам остается сделать, – это сложить несколько чисел, и вы увидите, насколько плодородным является мобильный рынок является для амбициозных игровых студий. К сожалению, я не располагаю достоверными данными по другой мобильной ММО-стратегии, а публиковать какие-либо данные по нашему собственному ЗБТ Galaxy on Fire — Alliances еще слишком рано, поэтому ради дополнительных показателей я буду вынужден опираться на другую мобильную игру, FIFA 13. По словам директора проекта Майка МакКейба (Mike McCabe), мобильная версия футбольного бестселлера насчитывала 5-7 игровых подходов в день с общим временем игры в день равным 45 минутам, по состоянию на начало октября 2012 года, спустя почти месяц после ее выхода в App Store. Хотя общее время игры на пользователя в случае приставок или PC может быть выше, можно с уверенностью сказать, что поголовное большинство владельцев Xbox 360 или PS3 не включают свои приставки по 7 раз в день, чтобы сыграть по одному матчу. На мобильных, однако, именно так и обстоит ситуация. Ожидается, что игроки будут заходить в MMO-стратегию, геймплей которой специально спроектирован на такое поведение пользовтеля и расчитан «на один перекус», даже еще чаще – в особенности, когда даже небольшое событие может иметь значительное воздействие, и когда игроки постоянно поддерживаются в курсе игрового прогресса по средством push-уведомлений.

Вездесущее подключение – играй когда захочешь и где захочешь

Весь феномен носимой электроники проявляется еще более ярко, если учесть тот факт, что почти любое смарт-устройство подключено к сети Интернет в режиме нон-стоп. Даже если вы не в зоне приема WiFi, в большинстве случаев вы сможете попасть в веб через LTE, 3G или Edge – если только вы не застряли у черта на куличиках или не отбываете наказание в местах не столько отдаленных, конечно. Таким образом, у вас есть возможность играть в многопользовательскую MMO-стратегию на своем смартфоне, где бы вы ни были и когда бы вы ни захотели. В противовес этому вы можете играть в браузерные игры только когда вы дома или на рабочем месте. Даже если у вас с собой есть ноутбук, для доступа к сети вам понадобится точка доступа WiFi или USB-модем. К тому же вам понадобится включать компьютер, открывать браузер и запускать игру каждый раз, когда вы захотите что-то предпринять – весьма муторная процедура, которую вы вряд ли захотите пройти, чтобы построить одно здание или переместить юнит. На смартфонах и планшетах, в то же время, приложение просто свернуто в фоне, и когда у вас появляется свободная минутка, вы просто открываете ее одним касанием. Это означает, что вы улучшаете свою базу или командуете своими войсками в любой момент времени, например, когда вы едете в общественном транспорте, когда у вас перекур или когда стоите в очереди в супермаркете. Особенно с учетом того, что для игру в многопользовательскую игру вам больше не нужно что-то мощнее 3G или даже Edge, это представляет из себя трудно переоценимое преимущество! Так как в итоге это означает, что вам больше не нужно подстраивать свой стиль игры под свой распорядок дня. Вместо этого игра в игры – даже в онлайн-игры – становится частью вашего распорядка дня и вы буквально можете играть когда захотите, даже если у вас нет нескольких часов свободного времени, дивана и приставки в наличии.

Multiplayer Battle in Galaxy on Fire - Alliances by Fishlabs Entertainment

Геймплей на перекус – даже самый короткий заход в игру имеет свой смысл

Отлично поведение пользователя, которое вытекает из постоянного пресутствия мобильных устройств в нашей жизни, также означает отличную механику геймплея в игре на смартфоне или планшете. Потому что тут весь дизайн игры сформирован таким образом, которые обеспечивает значимые игровые сессии в независимости от того, сколько времени вы проведете с приложением. И сейчас на ум приходит другой жанр, выигрывающий от этой интересной ситуации больше, чем MMO-стратегии. Как бы то ни было, прогресс заключается не в продолжительном потоке взаимосвязанных собитий в потобных играх, но скорее в пересечении отданных приказов и необходимых паузах. Вы отдаете команду на усовершенствование постройки и затем ждете, пока улучшение будет завершено. Вы отправляете войска и ждете, пока они достигнут пункта назначения, и так далее. Это означает, что вам не нужно быть “в игре” все это время, но только тогда, когда необходимо отдать очередной приказ. Таким образом, вы можете заходить в игру несколько десятков раз в день и отдавать несколько коротких (но важных!) команды за раз. И тем не менее вы будете заметно развиваться в игре. Такая “порционность” игрового процесса невозможно больше ни в одном жанре. Попытайтесь сыграть в футбол, закрывая игру после каждого забитого гола, или поиграть в «Марио», отвлекаясь на отдых после каждого удачно прыжка. Ничего не получится, не так ли? В тщательно спроектированной мобильной MMO-стратегии, однако, вы действительно можете заходить на 1 минуту и совершать одно важное действие, например запуск грандиозной атаки, и это действие будет иметь значительные для вашего игрового прогресса последствия. Но с другой стороны, вы можете быть в игре несколько часов подряд, совершать уйму разнообразных действий и игра не станет однообразной или скучной. Только вы выбираете темп игры а так как ваше устройство в любом случае постоянно при вас и для доступа к игре нужны доли секунды, вам наверняка захочется вместить в свою дневную рутину множество небольших, но в то же время значительных игровых сессий. А так как любой профессиональный гейм-дизайнер осведомлен о разнообразных стилях игры мобильных пользователей, он наверняка сделает так, чтобы ваши действия в игре всегда казались важными, в независимости от того, отняли ли они у вас минуту или час.

Сенсорное управление – завоевание миров привычными жестами

Большинство хардкорных компьютерных и консольных игроков с пеной у рта будут доказывать вам, что огромное преимущество их любимой платформы над мобильниками заключается в наличии клавиатуры или джойстика. На самом деле это весомый арумент, потому что вся суть в игровых привычках. Как показали игры на подобие Dead Trigger или Real Racing 3, даже шутеры от первого лица и гоночные симуляторы – т.е. игры с очень скоростным геймплеем – могут быть весьма занятны на сенсорных устройствах при условии, что управление продумано и качественно реализовано. А для мобильных MMO-стратегий ситуация еще более выгодна. Потому что здесь вам не требуется выполнять крутых маневров или выцеливать врагов. И именно в таком случае сенсорное управление проявляет себя во всей красе, потому что при помощи него вы можете управлять собственной базой, командовать войсками и общаться с союзниками при помощи нескольких касаний и жестов. В дружественной пользователю мобильной MMO-стратегии вы можете выполнять все действия интуитивно прямо на экране, не пользуясь ничем, кроме собственных пальцев. В Galaxy on Fire — Alliances мы сильно потрудились над реализацией управления не только простого и удобного, но также родственного самой игре. Выполняя знакомые жесты такие как прокрутки или сведения пальцев, игроки могут иметь полный обзор над своими базами, управлять флотилиями и исследовать звездную карту не только интуитивно, но и эффективно. Все части экрана реагируют на касания и любое взаимодействие приводит к незамедлительному результату. Касание постройки на экране планеты откроет экран этой постройки. Лично мне кажется, что такой способ управление более удобен, чем использование клавиатуры и мыши, если говорить о PC. Потому что на мобильной платформе вам не приходится управлять игрой из-вне при помощи периферийных устройств, напротив, вы находитесь прямо в игре, выполняя действия своими же руками.

Push-уведомления – будьте в курсе всего, даже когда игра не запущена

Да, мы все это знаем. Push-уведомления могут быть действительно навязчивыми. Но только если они слишком навязчивы и реализованы не правильным образом в виде надоедливой рекламы игры. В мобильной MMO-стратегии, однако, они могут стать неоценимым инструментом, который действительно дополняет игровой процесс. Потому что если вы включили push-уведомления, вам не приходится ждать в самой игре, пока ваше высокоуровневое улучшение будет закончено или ваш воодушевленный флот достигнет цели. Вместо этого вы можете закрыть приложение и заняться другими делами, например, написать в твиттер или проверить почту, а когда вышеозначенное действие будет выполнено, вы тут же получите уведомление. И все, что нужно, чтобы вернуться в игру, это прикоснуться к экрану. Благодаря уместным push-уведомлениям, нет нужды периодически открывать приложение, чтобы проверить прогресс последнего предпринятого вами действия, в то же время у вас появляется своеобразные подчиненный прямо в вашем телефоне, в задачи которого входит не дать вам пропустить что-либо из важных событий.

Push Notifications

Магазины приложений – снижение барьера вхождения как для игроков, так и для разработчиков

Глобальное распространение мобильных игр через магазины приложений, такие как Apple App Store или Google Play, о которых мы уже говорили в начале статьи, это не единственное большое преимущество мобильной платформы перед компьютерным браузером. Так как все мобильные пользователи в любом случае уже имеют учетные записи в своих магазинах приложений, они уже «залогинились» в тот момент, когда смотрят на ваше приложение. Таким образом, им больше не надо проходить никаких дополнительных регистраций, вместо этого они просто за несколько минут устанавливают игру и начинают играть. Но, честно говоря, само по себе это можно назвать преимуществом модели распространения магазинов прилежений над компьютерным браузером с большой натяжкой, потому что – если только от вас не требуется устанавливать дополнительный игровой клиент – там вы тоже можете начать играть сравнительно быстро. Что гораздо удобнее на мобильных устройствах, однако, так это платежи. Так как игра напрямую связана с вашей учетной записью в App Store или Google Play, чтобы осуществить микро-транзакцию за встроенную покупку вам не приходится прибегать к сторонним сервисам, например сервисам процессинга карточных платежей, банковских переводов или даже PayPal. Для разработчиков это означает, что игроки с большей охотой приобретут дополнение, пакет кредитов или любое другое игровой товар просто потому, что тут за них заплатить заметно проще и удобнее. Для пользователей это означает, что весь процесс оплаты является простым и прозрачным. Потому что если к вашей учетной записи не привязана банковская карта, все, что вам нужно, это следить, чтобы баланс на счету вашей учетной записи достаточен для всего того, на что вы готовы потратить эти деньги. Если вы привыкли пользоваться PayPal или онлайн-банкингом для приобретения игровых штучек, вас может соблазнить мысль о “ну вот еще одной последней покупке”, даже если пару дней назад вы поклялись себе не тратить на игры в этом месяце больше ни копейки. Но если у вас в распоряжении конкретная сумма на счету вашей учетной записи, вас наверняка меньше взволнует необходимость пополнять ее вручную, когда деньги на счету подошли к концу. Разумеется, игроки могут легко угодить в “денежную ловушку” и на мобильных платформах, но я считаю, что здесь это менее вероятно, чем в браузерных играх, потому что на мобильных платформах процесс платежа все же не так незаметен, как на больших платформах. Наконец, благодаря полной интеграции игровых соц.сетей, играм не нужно регистрироваться отдельно, чтобы играть в MMO, если у них уже есть учетная запись Game Center или Google Play.

Перекрестное промо и пересечение интересов – приложения, которые завлекают людей в другие приложения

Сила App Store и Google Play наращивать количество установок ваших приложений идет рука об руку с другим важным преимуществом мобильной платформы, а именно возможности перекрестного маркетинга между приложениями. В отличие от веб-баннеров, например, процесс направления пользователей одного приложения к другому приложению по средством полноэкранных вставок приводит к весьма высокой конверсии. Конечно, мы сейчас сравниваем теплое с мягким (в определенной степени) потому что “приложение-к-приложению” является внутриплатформенным маркетингом, в то время как “веб-к-приложению” выходит за рамки единой платформы. Во втором случае процес чуть более сложен и не так прост для реализации. Как бы то ни было: если учесть, что мы все больше времени проводим с мобильными платформами и все меньше – перед “традиционным” компьютером, появляется смысл в том, чтобы понять, насколько проще привлечь новых пользователей перекрестным маркетингом по сравнению с веб-сайтами, ссылками и баннерами. Для наглядности вот некоторые цифры по ЗБТ Galaxy on Fire — Alliances. Чтобы наводнить тестовые сервера пользователями, мы приглашаем бета-тестеров по разным каналам. Среди прочего, мы создали специальный сайт, мы разослали пресс-релизы со ссылкой на форму регистрации, а также выводили специальные регистрационные баннеры в нашей самой популярной iOS-игре Galaxy on Fire 2 HD. И хотя последняя – это динамичный космический экшн-шутер (т.е. совершенно иной жанр с совершенно отличной целевой аудиторией по сравнению с Galaxy on Fire — Alliances), набор бета-тестеров из числа игроков GOF2 HD при помощи перекрестного объявления оказался наиболее продуктивным способом привлечь игроков к ЗБТ новой игры. При поддержке Playhaven мы насчитали чуть более 1 000 000 перекрестных показов игрокам Galaxy on Fire 2 HD. На данный момент это вылилось в почти 100 000 регистраций в ЗБТ по этому каналу. В свою очередь, с соответствующего сайта мы получили немногим более 1 500 регистраций – и это с учетом тех пользователей, которые зарегистрировались в ЗБТ через Safari (т.е. со своих мобильных) равно как и пользователи, которые прошли регистрацию на своих PC (т.е. “немобильные” пользователи). Таким образом, по крайней мере из нашего опыта следует, что привлечение внимания внутри платформы оказалось куда более эффективным, чем привлечение их через сеть.

Планшеты – Безупречные игровые устройства

Наконец, есть еще и планшеты – относительно идеальные игровые устройства современности. Совмещая простые сенсорные и интуитивно понятные жестовые элементы управления, графическую производительность приставочного уровня на приемлимо крупном экране с постоянной готовностью смартфона, планшеты действительно вмещают в себя все то лучшее, что есть в обоих мирах. Таким образом, они действительно лучшим образом подготовлены к MMO-стратегиям, потому что их дисплеи достаточно крупные, чтобы изобразить даже самую крупную базу, в то время как они не стационарны и их можно таскать туда-сюда с собой. С одной стороны, пользователи планшетов могут отлично управляться с играми на своих устройствах. Но с другой стороны, они могут насладиться ими и на ходу. И в отличие от ноутбуков (который тоже можно относительно просто носить с собой), им не нужно время на загрузку и стол для удобной работы. Напротив, планшеты достаточно удобны и ими гораздо проще и удобнее пользоваться, гораздо быстрее и интуитивнее, чем ноутбуками. Прибавьте сюда тот факт, что продажи планшетов за последние пару лет неуклонно растут, и у вас не останется сомнений, что планшеты на самом деле являются универсальным устройством для мобильного гейминга – особенно для мобильных MMO!

Источник: Авторская статья Михаэля Шаде (Michael Schade) для портала Gamasutra.com